"Персональный сайт учителя биологии и химии, заместителя диретора школы по учебно-методической работе Кебратской средней общеобразовательной школы."

Влияние комнатных растений на микроклимат школы. Мастер-класс

Актуальность

В воздухе школьных помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества. Их выделяют отделочные материалы, моющие средства, мебель. Электромагнитное излучение, болезнетворные микроорганизмы, пыль  и сухой воздух также отрицательно влияют на качество воздушной среды. Опрос учащихся нашей школы показал, что 15 % опрошенных не относят комнатные растения  к факторам, благоприятно влияющим на здоровье обучающихся. Однако, в настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, комнатные  растения обладают еще одной полезной функцией –улучшают состав воздуха,  что благотворно влияет на наше самочувствие,  умственную деятельность. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений огромны. Летучие вещества растений  фитонциды  в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах (10-6мг/см3) могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием.

Цель:

формирование мотивации у педагогов участия в создании здоровьесберегающего экологического пространства школы.

Задачи:

 1.Создать  условия для профессионального самосовершенствования педагогов.

2.Вовлечь педагогов в  проектирование здоровьесберегающего экологического пространства школы.

 3.Разработать авторские  социальные мини-проекты «Наш зеленый класс-территория здоровья».

Ожидаемый результат:

сформированная мотивация у педагогов участия в создании здоровьесберегающего экологического пространства школы. Продукт: разработанные мини-проекты.

Принципы:

-безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;

-равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть “над”;

-сравнение результатов без духа соревновательности;

-заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь.

Аудитория:

учителя, классные руководители.

Оборудование: компьютеры (или ноутбуки), интерактивная доска (или проектор с экраном), памятка «Структура проекта», раздаточный дополнительный материал по теме мастер-класса, комплект жетонов четырех цветов по числу участников ( если 16 человек, то 4 цвета по 4 жетона).

Ход мастер-класса

Подготовительный этап-снятие эмоционального напряжения, создание благоприятных условий для работы,определение цели и задач.

Упражнение «Встаньте те, кто…» : родился летом; хорошо рисует; чье имя состоит из 5 букв; любит выращивать цветы; работает с детьми; считает здоровье одной из ценностей жизни.

Мы такие все разные, но нас объединяет общая сфера деятельности и признание здоровья как одной из ценностей жизни человека. Я предлагаю вам поработать по теме «Влияние комнатных растений на микроклимат школы». Исходя из темы определите для себя цель, и задачи, используя вопрос: что я хочу «Знать», «Уметь», «Применять» (соотнести их со своими целями и задачами, показав аудитории общность интересов).

Основной этап

1.Влияние комнатных растений на экологическую составляющую здоровьесберегающего образовательного пространства школы.

Экологическое пространство, как составляющая здоровьесберегающего пространства школы (далее ЗПШ) связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся  и педагогов. Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми факторами, которые регламентированы СанПиНами –поддержание комфортной температуры и регулярного проветривания  помещения класса.

Кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, которые в СанПиНах отсутствует. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями  ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только  сохранения и укрепления здоровья. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию.

Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. Растения могут внести свой вклад в подавлении шума и создать акустический комфорт внутри помещения. Для субъективного улучшения самочувствия большое значение имеет звукопоглощение, оценивающееся по среднему показателю в диапазоне частот 250-4000 Гц.

В зимний период низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем, как у учеников, так и у учителей. Как показали измерения, влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15-30%, а оптимальный уровень должен быть 40-65%.При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает, и перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого, повышается подверженность заболеваниям, а у некоторых проявляются симптомы аллергии и астмы. Растения способны испарять до 97% влаги и в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности.

О влиянии растений на уменьшение содержащихся в воздухе помещения вредных веществ ученые говорят с 80-х годов. Так, доктор Вольвертон  в рамках программы НАСА по поддержанию чистого воздуха в закрытых системах жизнеобеспечения доказал, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качества.

Исследования доказали, что в окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными и испытывают комфорт и уравновешенность. Почему так происходит, объясняет так называемая «теория возбуждения»: человек в условиях современной цивилизации находится в состоянии постоянного напряжения, что приводит к усталости и стрессу.  Неслучайно психологи советуют желающим снять стресс, для того, чтобы избавиться от страха и агрессии, использовать зеленый цвет.

Один из важнейших аспектов в озеленении школы – это непосредственное активное участие школьников, как в планировании озеленения, так и в дальнейшем уходе за растениями. Это способствует  превращению обучающихся из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных  для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим  чувством ответственности.

3.Практическая часть

            Для дальнейшей работы нам надо разделиться на группы. Для этого возьмите жетон любого цвета и перейдите за стол, на котором лежит цветок того же цвета.

Задание: используя интернет- ссылки и выданный вам дополнительный материал составьте мини-проекты «Наш зеленый класс-территория здоровья». В качестве продукта проекта проведите виртуальную экскурсию по созданному вами классу.

Заключительный этап- рефлексия:

-удалось ли достичь поставленных целей и задач?

-сегодня я научился (узнал) …

-в своей практике работы с детьми я обязательно…

Напишите краткий отзыв о работе ваших коллег, используя принцип SMS сообщений: краткость и емкость.

Спасибо за совместную работу!

Приложение

Характеристика комнатных растений

Алоэ

Полезные свойства алоэ Вера обусловлены высоким содержанием в его листьях аллантоина, антиоксидантов в виде комплекса витаминов группы В, витаминов С и Е, бета-каротина. Эти вещества обладают способностью не только нейтрализовать свободные радикалы, но и останавливать разрушительные цепные реакции, ведущие к повреждению клеток. Также экстракт алоэ содержит природные УФ фильтры -  флавоноиды, которые дарят дополнительную защиту от стрессового воздействия агрессивной внешней среды.

Кактус

Видов кактусов очень много, но особенно полезны кактусы с длинными иглами. Как и другие полезные комнатные растения, они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран. Снижать влияние электромагнитного излучения способно ещё одно распространённое растение – традесканция.

Традесканция

Традесканция очищает и увлажняет воздух в комнате, нейтрализует электромагнитное излучение. У человека, любующегося её пышной зеленью, снимается напряжение глаз, быстро улучшается настроение и облегчается дыхание.

Герань

Герань способна убивать стрептококки и стафилококки, а наиболее предпочтительным местом для неё будет спальня, так как вещества, выделяемые растением в окружающую среду, обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами.

Диффенбахия и фикус

Очищать загрязнённый воздух жилища способны и такие растения, как пестролистая диффенбахия и фикус. Их следует размещать на той стороне квартиры, окна которой выходят в сторону промышленного района или оживлённой автострады. Эти растения любят свет, однако нужно располагать их так, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей.Однако, если вы решили выращивать у себя эти растения, то не позволяйте трогать диффенбахию детям: её сок ядовит, и может вызвать аллергические реакции, попав на кожу или слизистые оболочки.

Драцена

Если в помещении в качестве полового покрытия используется линолеум, то заведите драцену. В офисах обычно используют крупные экземпляры, а для квартир подойдут небольшие растения. Драцена почти на 70% очищает воздух от бензола, выделяемого линолеумом, а также справляется с попадающими в квартиру выхлопными газами.

Хлорофитум

Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, а также попадающие в квартиру снаружи, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, вам не понадобится устанавливать дорогие воздухоочистители: за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями. Добавив в горшок с хлорофитумом несколько таблеток активированного угля, можно значительно усилить его очищающие свойства.

Нефролепис

Нефролепис — одно из самых распространенных растений для оформления интерьеров, так как обладает большим спектром воздействия на экологическую обстановку помещений. Это, в первую очередь, фитонцидная и антибактериальная активность летучих выделений растения. Они также обладают лечебными свойствами: у людей, находящихся в атмосфере этих летучих выделений нефролеписа, повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышается работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам.

Эти растения способствуют звукопоглощению и обогащению воздуха биогенными веществами, значительно повышают влажность воздуха. Так, 2–3 растения на 16–20 кв. м способны увеличить влажность до 75%, что является оптимальным для закрытых помещений. Нефролепис способен поглощать из воздуха формальдегид — один из канцерогенных газов, который выделяют ДСП и полимерные отделочные материалы, , уменьшает статическое электричество и могут быть полезны в помещениях, где много компьютеров и другого оборудования.

Антуриум

Антуриум – цветущее комнатное растение, которое перерабатывает и делает безвредными для человека вещества - толуол и ксилол, входящие в состав современных строительных отделочных материалов. Он также поглощает аммиак в жилище заядлого курильщика, предпочитающего наслаждаться табаком в пределах квартиры (аммиак содержится в сигаретном дыме). Антуриум снижает вероятность заболеваний органов дыхания среди всех жителей дома. Подобными свойствами обладает комнатная хризантема.

Аукуба

Японская аукуба - вечно зеленый кустарник, достигающий в комнатных условиях 1,5 метра, подавляет активность плесневых грибов. Статическое электричество позволяет спорам активно передвигаться в пространстве, проникать в дыхательные пути, провоцируя сухой кашель, першение в горле и слезящиеся глаза. Благодаря активному росту, большая поверхность листьев будет успешно справляться с этим типом загрязнения помещений, особенно на первых этажах зданий, где спор грибов довольно много.

Спатифилум (спатифилюм)

Домашнее растение спатифилум - великолепный зеленый фильтр, поглотитель бензола, формальдегида, фенола, толуола. Из-за воздействия электростатических зарядов на листьях растений оседают частицы тяжелых металлов и пыли, которые должны регулярно удаляться влажным полотенцем или с помощью опрыскивателя.

Азалия

 Азалия имеет широкий спектр позитивных действий. Она очищает воздух от аммиака и формальдегида, убивает стрептококковую инфекцию, ионизирует воздух и увеличивает его влажность. Выделяет фитонциды, очищающие организм человека от токсинов, помогает при бессоннице.

Бегония

Бегония является естественным очистителем воздуха. Этот "фильтр" нейтрализует клетки и споры плесени и грибков «drozhdopodobnite», которые являются условно-патогенными, вызывают аллергии, раздражение кожи и респираторные заболевания.

Фиалки

Эти комнатные растения укрепляют психику. Запах фиалок оказывает великолепное действие одновременно на тело, интеллект и душу. Он настраивает на оптимистичную ноту, снимает напряжение, активизирует защитные силы организма.

Лаванда

Лаванда помогает при мигренях и прочих головных болей, успокаивает и укрепляет нервы. Кроме того, запах лаванды стабилизирует чувство душевного равновесия. В период стресса вы можете воспользоваться подушкой, наполненной цветками лаванды. Это значительно улучшит качество вашего сна.

 

Презентация

Последние публикации

Цель: формирование мотивации у педагогов участия в создании здоровьесберегающего экологического пространства школы.

Учебно-методическая работа

07 июня 2013

сущность и особенности технологии "педагогических мастерских"

Учебно-методическая работа

06 июня 2013

Конспект открытого урока

Биология

06 июня 2013

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода

Учебно-методическая работа

05 июня 2013

Что такое сквернословие и откуда к нам пришли «бранные слова»? Почему люди сквернословят? Как бороться со сквернословием ?

Учебно-методическая работа

05 июня 2013

Элективный курс «Школа для детективов» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Химия

23 апреля 2013

сновные потребности и проблемы подростков, оказание помощи подростку

Учебно-методическая работа

23 января 2013