"Персональный сайт учителя биологии и химии, заместителя диретора школы по учебно-методической работе Кебратской средней общеобразовательной школы."

Родительское собрание - сквернословие

Что такое  сквернословие  и откуда к нам пришли «бранные слова»?

Ежедневно мы  произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет и на окружающих, и на нас самих.

Язык может быть добрым другом и злым, жестоким врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Очень часто приходится слышать от  сверстников, учащихся старших классов и от взрослых «плохие»  слова. Словесная распущенность приобретает ужасающие размеры. Нецензурная брань захлестнула Россию. Матерные слова слышим с экранов телевизоров,  в магазине, в транспорте, на улице. И для обучающихся нашей школы это тоже актуально.

Это утверждение основано на опросе педагогов нашей школы. На вопрос «Существует ли в нашей школе проблема сквернословия среди обучающихся? « да»- ответили все педагоги. Но дети в анкете из 28 только 8 сознались, что используют.

   Сквернословие  - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика».  Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется  сквернословием , от слова «скверна». В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка ,сказано:

Скверна – мерзость, гадость,   всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, мертвечина…;

   В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать.   В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать».Матерные слова – неприличные слова.

   В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем:  Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.

   В древней Руси мат являлся  заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Матерное слово  являлось языком общения с демонами. Наши предки произносили их , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали  сквернословие  в своих заговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей  такими словами нельзя : они будут мучимы бесами. Сквернословить  в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

   Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?    Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

   Заблуждением является общепринятое мнение , что  сквернословить  — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали публичной порке: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.

    При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. 
    Потом пришли другие  времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Почему люди сквернословят?

     В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная культура считает  сквернословие  нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка  очень часто сквернословие  – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть чувство взрослости.
    Но мало кто из ребят знает, что  сквернословие , как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость , ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

 

Мною проведено анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей и родителей. В нём участвовали     29 учащихся,    14 учителей,   15  родителей. 

Среди причин употребления нецензурных слов школьниками были названы следующие:

1м.- из семьи

2м.-хотят выглядеть взрослыми и для связки слов

3 м.-молодежный сленг, слышат от окружающих

Другие- отсутствие культуры, боятся насмешек, так делают все, не зна.

Ответы детей

1-так получается

2-не знаю

3-для более точного выражения чувств, люди сильно раздражают,нормального языка не понимают.

 

Сквернословие  и здоровье

Мы поинтересовались знают ли школьники и родители о влиянии сквернословия на здоровье человека. Получены следующие результаты:

1м.-нет

2м.-да

3м.-переживания, отрицательная энергия,можно убить.

Дети

1м.-нет

2м.-да

3м.-негативно, плохое настроение

Т.е. большинство не знают, но отмечают , что настроение становиться плохим.

     Самым важным и научно подтверждённым является то, что матерные  слова опасны для здоровья, они  не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей  духовно, унижают и оскорбляют, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

   Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных  образов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

   Учёные  изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

   Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсиса, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.

   На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

      Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского  17 лет занималась проблемой  сквернословия . Они доказали, что заядлые сквернословы  живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит.  В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

     Более того,  сквернословие  негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и на тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают.  Проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

   Согласно заключению экспертов  Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, на 20% -наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50%  -образом жизни.

   Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека ,– это изменение отношения человека к самому себе.

   Интересные эксперименты были проведены  ученым Геннадием Чеуриным. Он потратил 20 лет на изучение силы влияния бранных слов на человека.

   Ученый   утверждает, что эти слова  очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое, все, что растет или тянется вверх.

Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на состояние живых организмов» учёным удалось доказать.  Когда ученые «матерной» водой полили зерна пшеницы, результат потряс научный мир: зерна, политые водой, которую ругали, проросли лишь на 49 % .А потом  ученые попробовали обратный эффект – полили пшеницу водой, над которой читали молитвы.  Она проросло на 96 %.

   Современные ученые не отрицают существования невидимого, неисследованного мира. Известный русский исследователь В.И.Вернадский писал, например, о воде , которая способна накапливать, сохранять и передавать информацию.  Проводились  опыты: над пробирками с водой произносились разные слова. Над одними – добрые, над другими – бранные. Аппаратура показала, что в первых частицы воды выстроились в красивые структуры, похожие на объемные снежинки, в других  образовались  спутанные, рваные клочки. Подобный эксперимент повторили над ростками растений. Те, над которыми произносили грубые слова, стали вянуть. Над теми же растениями стали произносить молитву. Ученые назвали это чудом: структуры ДНК начали восстанавливаться. Вот какая мощная энергия заключена в обыкновенных словах, которые мы произносим порой так бездумно. В такой же степени разрушительно или созидательно действуют наши слова на окружающих. Ведь более чем на 80% человеческий организм состоит из воды. Легко предположить, какому риску подвергается человек, употребляющий такие слова или  слышащий их.

Опыты

В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленниковвели наблюдение за двумя группами. Первая из них состоялаиз людей, в разговоре не обходившихся без матерщины,вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких"словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У"матерщинников" очень быстро появлялись возрастныеизменения на клеточном уровне и различные хроническиезаболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояниеорганизма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе ихофициального возраста.

?

"Добрая лексика", которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не толькоподнимала настроение больных, она еще и реально меняласостав их крови: повышала ее энергетическую емкость,

клеточный иммунитет. Происходили изменения и в структуреДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, спомощью "словотерапии" стали быстрее зарубцовыватьсягнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниямивыздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие

лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людейтакие слова, как "любовь", "надежда", "вера", "доброта".

Опыты Омской школьницы

    Через три дня в стаканах , над которым произносились хорошие слова семена набухли, а через пять  дней  проросли . В стаканах, над которыми произносились грубые слова, семена набухли через пять  дней, а проросли  через восемь дней. Из 15 семян фасоли, над которыми произносились хорошие слова, проклюнулись  8 семян. А из 15 семян, над которыми произносились грубые слова, проклюнулись  только  2

 

 

   Человек, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяют, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну», «как бы»  ) очень трудно бывает избавиться, тем более — от  сквернословия . Если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка?

   Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной  речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.  Хотя это и трудно, но делать нужно.

   Как бороться со  сквернословием ?

      В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно  сквернословие , за него строго наказывали. Я об этом говорила выше.

    На вопрос анкеты « Как бороться со сквернословием?» были следующие ответы.

1м.-Не знаю

2м.-штраф, убеждать

3 м.-беседы, классные часы, не ругаться взрослым

Другие-выпускать молнии в школе с фамилиями, неделя вежливости и др. праздники, никак, наказание физическим трудом и физическими упражнениями,листовки в поселке, забыть эти слова и не употреблять, читать книжки.

 

 Как борется с матом закон

Ст.20, ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

15 апреля 2013

Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий использование нецензурной брани на телевидении, в кинематографии, периодических печатных изданиях, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Проект приказа Минобрнауки России "Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности"

Опубликован: 25.12.2012г. Срок направления предложений: 25.02.2013 г.

3. К учащемуся совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

-замечание; (за негрубое)

-выговор;

-отчисление из организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность.

15. Грубым дисциплинарным проступком считается:

-неоднократные дисциплинарные проступки;

-появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

-совершение на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность;

-аморальный проступок, совершенный учащимся, по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей;

-оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации;

-неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана;

-установление Комиссией нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекших за собой тяжкие последствия.

      Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.
      Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения.

     В средствах массовой информации должна звучать только правильная, грамотная речь, соответствующая нормам современного русского языка.

   Мы в своей школе тоже ведём борьбу со  сквернословием . Проведена акция «Мат- это не наш формат!»

-вывесили   памятку  «Как избавиться от   сквернословия »

Учащиеся  нашей школы рисовали рисунки совместно с родителями на темы: «Словом можно убить», «У того, кто ругается, некрасивое лицо», «Мы против брани» совместно с родителями. Составили антирекламу и разместили ее в двух зданиях школы.

Вот некоторые примеры

Если будешь материться, успеха в жизни не добиться!

 

Коль умом ты  слабоват,

Воспитаньем не богат, хочешь отпугнуть девчат-

Брат, употребляй свой мат!

 

Кто умишком слабоват,

В речи у того лишь мат.

Плачет по таким больница:

 «Не мешало б подлечиться».

 

В социальных-то сетях что творится-ужас!

Мат на мате у детей, нет красивых уж речей!

 

Как заходишь на двор школьный

Мат здесь слышится отборный.

Да- а- а -а …!  Забыли дети наши,

Что язык-то русский краше!

 

- выросло дерево «Добрых слов».

Ранее в некоторых классах проводились мероприятия , посвященные этой теме.

Будем ждать положительных результатов!

 

Потому что « Душа словами добрыми жива -не говорите мертвые слова».

Последние публикации

Цель: формирование мотивации у педагогов участия в создании здоровьесберегающего экологического пространства школы.

Учебно-методическая работа

07 июня 2013

сущность и особенности технологии "педагогических мастерских"

Учебно-методическая работа

06 июня 2013

Конспект открытого урока

Биология

06 июня 2013

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода

Учебно-методическая работа

05 июня 2013

Что такое сквернословие и откуда к нам пришли «бранные слова»? Почему люди сквернословят? Как бороться со сквернословием ?

Учебно-методическая работа

05 июня 2013

Элективный курс «Школа для детективов» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Химия

23 апреля 2013

сновные потребности и проблемы подростков, оказание помощи подростку

Учебно-методическая работа

23 января 2013