Проектирование - как элемент управленческой деятельности
Введение
Важнейшей особенностью управленческой деятельности в образовании является необходимость реализации функции проектирования.
В нашем образовательном учреждении проектирование является одной из форм управления учебно-воспитательным процессом.
Говоря о методе проектов, мы понимаем достижение цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Наиболее распространенная точка зрения на проектирование в образовании находится в русле системомыследеятельного подхода Г.П.Щедровицкого и его последователей. Согласно этой версии сегодня проектные формы мышления и сознания образуют эпицентр развития [2]. С другой стороны проектирование как тип мышления связан с нормированием, что должно и как должно делать[3] .проектное мышление помимо определения того как надо, еще нацелено на выявление того, что может быть в будущем. Именно эти черты проектного мышления являются чрезвычайно актуальными для современного руководителя сферы образования.
Этапы проектной деятельности
В современной литературе в достаточной степени распространены описания деятельности проектирования, определены ее этапы, сформировано представление об их важнейших характеристиках. Прежде всего, проектирование как любая управленческая деятельность нуждается в анализе ситуации, при этом желательно, чтобы он проводился по определенным критериям. Далее важно сформулировать проблему, для решения которой необходимо предпринять некоторые действия. Постановка проблемы сопровождается указанием причин (их формулировки начинаются, как правило, с «нет» и «не»)
n Пример:
Проблема: не созданы условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения.
Причины:
-не разработаны организационные механизмы социального партнерства
- нет мотивации учащихся к выбору этого профиля
- нет достаточной ресурсной базы
Проблема транслируется в цель, причины в задачи, задачи в план.
Следующий этап концептуализация, которая представляет собой основание для проектной деятельности. Концептуализация на стадии создания проекта предполагает использование общих теоретико-методологических и философских подходов. Это позволяет создать представление о желаемом результате. Концепция (лат. сonceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения.
Концепция является информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности.
В ходе концептуализации выявляется структура проектируемого объекта, определяются характеристики нового объекта, выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности. Важнейшей задачей концептуализации является правильная постановка целей и задач, направленных на разрешение противоречий и проблем, вызвавших необходимость проектирования и являющихся исходным моментом проектного замысла.
На этом этапе прописываются конечные результаты проекта.
Параллельно с прогнозированием результатов идет формирование критериев их оценки.
Следующим этапом проектной деятельности является составление плана действий, который должен актуализировать реализацию целей и задач проекта. Составление плана позволяет рассматривать проект не только как продукт деятельности, но и как саму деятельность. Таким образом можно сказать, что внутри проекта присутствует программа , выполнение которой и является выполнение проекта. Успешность выполнения программы находится в зависимости от нескольких важнейших принципов. По версии Н.Алексеева [1] такими принципами являются реалистичность, реализуемость, управляемость. Данные критерии являются важными, поскольку они позволяют предусмотреть будущую судьбу проекта и те препятствия, которые могут встретиться на пути его реализации. Важнейшей часть проектной деятельности является описание ресурсов, которые необходимы для этого. Представление ресурсов должно включать в себя не только материальные, но и кадровые и т.д. Еще одним аспектом проекта является рефлексия проведенных действий, что позволяет вовремя реагировать на появившиеся сложности в выполнении проекта и корректировать план деятельности.
Критерии оценки проекта
|
1 (плохо) |
2 (слабо) |
3 (хорошо) |
4 (отлично) |
Обоснование актуальности проекта, четкость и обоснованность целей |
Проект не связан с актуальными проблемами, не проведен анализ ситуации, цели сводятся к провозглашению лозунгов |
Слабо обоснована актуальность выбранной проблемы, анализ сводится к констатации фактов, цели не отражают предполагаемые результаты |
Проект практически ориентирован на достижение целей, проведен анализ, обоснована актуальность выбранной проблемы, цели поставлены верно, но нуждаются в небольшой коррекции |
Проект полностью ориентирован на достижение обоснованных в ходе анализа целей и задач, цели поставлены конкретно, операционально, они реальны и достижимы |
Содержание проекта |
Нет логической последовательности в изложении материала, не прописаны действия педагогов и администрации по реализации проекта |
Содержание проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные моменты в его реализации |
Материал проекта изложен логично, понятен переход от одних действий к другим, деятельность по реализации проекта прописана практически для всех участников его реализации |
Содержание проекта понятно, представлено логично, все действия направлены на реализацию цели, четко определены действия всех участников проекта, содержание проекта научно обоснованно |
Оригинальность проекта |
Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации |
Проект выполнен на основе достаточного количества источников информации, заимствованных из разных источников |
Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации |
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам |
Прогнозируемый результат и критерии его оценки |
Критерии оценки намеченных целей не включены в проект |
Инструменты для оценивания не соответствуют цели, содержатся только общие критерии, по которым невозможно оценить реализацию проекта |
Включены критерии для оценивания почти всех целей и задач проекта, но некоторые из них непонятны для участников проекта |
Включены критерии для оценивания всех намеченных целей и задач, инструменты для оценивания понятны, доступны всем участникам проекта |
Работа в группе |
Роли в группе распределены не были, некоторые члены группы вообще не работали над проектом, не получилось хорошей групповой работы |
Большинство членов группы участвовали в создании проекта, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно |
Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы |
Работу над проектом в равной мере осуществляли в равной мере все члены группы |
Организация применения проекта в школе |
Описание проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в школе, проект невозможно реализовать |
Проекту не хватает ясности, но не отображает последовательность мероприятий по его внедрению, проект требует доработки |
Проект понятен, отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны, необходимо детализировать отдельные компоненты для его эффективного использования в школе |
Проект отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению, проект легко модифицировать и применить его в любом образовательном учреждении |
Востребованность проекта |
Наша группа не взяла бы данный проект на реализацию, ни при каких условиях |
Наша группа взяла бы данный проект бесплатно при возможности его доработки |
Наша группа согласилась бы приобрести данный проект за небольшую сумму при согласии авторов на его доработку |
Наша группа приобрела бы данный проект даже за очень большую сумму, т.к. проект реально применим и практически готов к использованию |
Дизайн проекта |
Дизайн проекта совсем не продуман либо иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее восприятию проекта |
Наглядные, графические, мультимедийные средства выполнены некорректно, отвлекают от содержания |
Элементы оформления и содержания взаимно дополняют друг друга |
Элементы дизайна и содержание представляют единое целое, использованные пособия, презентация усиливают понимание сути проекта |
Максимальное количество баллов – 32, минимальное – 8.
Отличный проект: 30-32 баллов
Хороший проект: 27-31 балла
Удовлетворительный проект: 23-26 баллов
Проект требует серьезной доработки: менее 22 баллов
Примечание: необходимо проанализировать по какому из критериев проект сильно отстает, начать корректировку проекта именно с него.
Критерии оценки PowerPoint
Общие баллы |
Область |
Замечания |
Модификации критериев оценки для других ситуаций |
60 |
Содержа ние |
5. Все заключения подтверждены достоверными источниками |
Сильные/ талантливые:
Необходимый минимум:
|
15 |
Графики и схемы |
|
Сильные/ талантливые:
Необходимый минимум: |
15 |
Техническая часть |
3. Отсутствие ошибок правописания и опечаток |
Сильные/ талантливые:
Необходимый минимум: |
10 |
Вступление Заключение Библиография |
1.Титульный слайд 2. Заключительный слайд 3. Библиография с перечислением всех использованных ресурсов |
|
Пример 2
Критерии Оценки
Мультимедийной Презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Максимальное количество баллов |
Оценка группы |
Оценка учителя |
|
5 |
|
|
|
10 |
|
|
|
5 |
|
|
|
5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
|
15 |
|
|
|
10 |
|
|
|
10 |
|
|
|
5 |
|
|
|
5 |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|||
|
10 |
|
|
|
5 |
|
|
|
10 |
|
|
|
5 |
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫОкончательная оценка: |
100 |
|
|