Болото как экосистема

 

Конспект открытого урока "Болото как экосистема".

Цель: формировать представление учащихся о болоте как о природном сообществе;

Задачи урока:

- актуализировать знания учащихся о ранее изученных природных сообществах (лесе, луге, поле, водоёме);

- продолжить формировать умение показывать на карте географические объекты, используя условные знаки;

- формировать представление учащихся о - расширить знания детей о растениях и животных, обитающих на болоте и существующих связях между ними.

Формирование УУД:

Личностные (мотивация учения и нравственно-этическая ориентация :

- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

 - воспитание навыков импровизации).

Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка действий партнёра).

Познавательные :

общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).

логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, самоконтроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).

Тип урока: урок применения ЗУНов и (или) УУД в условиях решения учебных или практических задач

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией,

Перевод информации в знаковую систему (моделирование болота) с помощью раздаточного материала- ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ"

Оборудование и наглядные пособия: иллюстрации растений и животных болот, настенная географическая карта с условными обозначениями болот,

карточки со словами растений и животных изученных природных сообществ для составления цепей питания, слайд-шоу природные сообщества,карточки

Ход урока

 Этапы работы мастерской

 1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Слайд1

Доброе утро!  Сегодня нам предстоит необычная работа, и в начале урока я вам предлагаю просмотреть слайд шоу из фотографий, сделанных в окрестностях нашего поселка. Во время просмотра определи какие биоценозы(природные сообщества) вы увидели.

Слайд2

Стих и слайд-шоу (луг, болото, озеро, сосновый бор, река).Молодцы!

1.Работать мы будем в 3 группах-мастерских, а вы будете мастерами. В конце урока вы оцените работу вашей мастерской. Наши мастерские должны иметь названия. Прочитайте определения и узнайте о чем идет речь. Ответ- название мастерской.(производители, потребители, разрушители).

2.Как называются связи между этими группами организмов- цепи питания.

На столах в цветных конвертах находятся карточки, соберите цепи питания и найдите лишнюю карточу. Объясни, почему она лишняя.

 2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

На столах в цветных конвертах находятся карточки, соберите цепи питания и найдите лишнюю карточу. Объясни почему она лишняя (гладыш , вертячка, пушица не относятся к указанным ПС).

К какому ПС относятся эти организмы?

Послушай звуки природы-это поможет тебе (комары, птицы, лягушки).

Болото-верно! Это тема нашего урока запишем в тетрадь дату и тему урока.

Целеполагание- давайте поставим цели на урок используя слова «узнать», «научиться».

Узнать:Слайд 3

  1. Что такое болото.
  2. Растительный мир.
  3. Животный мир.
  4. Значение болота в природе и жизни человека.

 

Научиться составлять цепи питания

Научиться  составлять модель на основе информации- мастерить.

 

 3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

Ассоциации- какие ассоциации у вас возникают с этим словом (трясина, граязь, страх, лешие)

Слайд4

Болото, где бы оно ни находилось, вызывает чувство опасности, и каждый старается его обойти. Пугает оно не только тем, что можно погибнуть, но и чувством тревоги, необычностью места. Оно притягивает и пугает одновременно. Возможно, поэтому множество преданий и легенд связано с болотами. Согласно, гласящим преданиям, болота населены всякой нечестью: водяными, болотницами, кикиморами.

Слайд 5

Не смотря на это болота по своему красивы на картинах русских художников.

Работа в мастерской.

Сейчас и вы попробуете создать модель болота, используя карточку-задание с вопросами. Подсказки вы будете брать со стола. Распределите работу в мастерской между собой. Вам необходимо создать это наклеивая на белую бумагу все постепенно. Для защиты работы используйте карточки с текстами.

4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

Дети работают в индивидуальном темпе.

 5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

Вывесить на доску и рассказать, что изобразили.

 6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

Слайд 6  -определение болота, цепь питания

Пушица-комар-лягушка-гадюка-бактерии

Мирт болотный-насекомые-лягушки-цапля-бактерии.

Слайд 7

Отгадайте загадку                  Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох сфагнум)

Значение мха-

1) Применяют в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.

2) Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

3) Оказывается, мох, погибая, опускается на дно болота и со временем превращается в торф.

рассмотреть коллекцию «Торф». В окрестностях нашего поселка расположены торфяники , торфяные болота, до 3-5%, Большое камское болото , более 80 тыс. га.

4) лекарственные- сабельник, клюква.

5) место обитания животных

6)запас пресной воды

Болота нуждаются в охране!

 7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Оцените работу товарищей, кто хорошо работал, у кого лучше получалось?

Что для вас было неожиданным?

Синквейн на доске.(или на дом)

Б- большое

О-огромное

Л-лечебное

О-обычное (для тундры)

Т-топкое

О-охраняемое

8.Домашнее задание

Найти худ. произведение с описанием (Пришвин)болот. Или в н\п лит-ре.

Спасибо за работу.

 

РАздаточный материал