Болото как экосистема
Конспект открытого урока "Болото как экосистема".
Цель: формировать представление учащихся о болоте как о природном сообществе;
Задачи урока:
- актуализировать знания учащихся о ранее изученных природных сообществах (лесе, луге, поле, водоёме);
- продолжить формировать умение показывать на карте географические объекты, используя условные знаки;
- формировать представление учащихся о - расширить знания детей о растениях и животных, обитающих на болоте и существующих связях между ними.
Формирование УУД:
Личностные (мотивация учения и нравственно-этическая ориентация :
- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;
- воспитание навыков импровизации).
Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка действий партнёра).
Познавательные :
общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).
логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).
Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, самоконтроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: урок применения ЗУНов и (или) УУД в условиях решения учебных или практических задач
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией,
Перевод информации в знаковую систему (моделирование болота) с помощью раздаточного материала- ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ"
Оборудование и наглядные пособия: иллюстрации растений и животных болот, настенная географическая карта с условными обозначениями болот,
карточки со словами растений и животных изученных природных сообществ для составления цепей питания, слайд-шоу природные сообщества,карточки
Ход урока
Этапы работы мастерской
1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Слайд1
Доброе утро! Сегодня нам предстоит необычная работа, и в начале урока я вам предлагаю просмотреть слайд шоу из фотографий, сделанных в окрестностях нашего поселка. Во время просмотра определи какие биоценозы(природные сообщества) вы увидели.
Слайд2
Стих и слайд-шоу (луг, болото, озеро, сосновый бор, река).Молодцы!
1.Работать мы будем в 3 группах-мастерских, а вы будете мастерами. В конце урока вы оцените работу вашей мастерской. Наши мастерские должны иметь названия. Прочитайте определения и узнайте о чем идет речь. Ответ- название мастерской.(производители, потребители, разрушители).
2.Как называются связи между этими группами организмов- цепи питания.
На столах в цветных конвертах находятся карточки, соберите цепи питания и найдите лишнюю карточу. Объясни, почему она лишняя.
2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
На столах в цветных конвертах находятся карточки, соберите цепи питания и найдите лишнюю карточу. Объясни почему она лишняя (гладыш , вертячка, пушица не относятся к указанным ПС).
К какому ПС относятся эти организмы?
Послушай звуки природы-это поможет тебе (комары, птицы, лягушки).
Болото-верно! Это тема нашего урока запишем в тетрадь дату и тему урока.
Целеполагание- давайте поставим цели на урок используя слова «узнать», «научиться».
Узнать:Слайд 3
- Что такое болото.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Значение болота в природе и жизни человека.
Научиться составлять цепи питания
Научиться составлять модель на основе информации- мастерить.
3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
Ассоциации- какие ассоциации у вас возникают с этим словом (трясина, граязь, страх, лешие)
Слайд4
Болото, где бы оно ни находилось, вызывает чувство опасности, и каждый старается его обойти. Пугает оно не только тем, что можно погибнуть, но и чувством тревоги, необычностью места. Оно притягивает и пугает одновременно. Возможно, поэтому множество преданий и легенд связано с болотами. Согласно, гласящим преданиям, болота населены всякой нечестью: водяными, болотницами, кикиморами.
Слайд 5
Не смотря на это болота по своему красивы на картинах русских художников.
Работа в мастерской.
Сейчас и вы попробуете создать модель болота, используя карточку-задание с вопросами. Подсказки вы будете брать со стола. Распределите работу в мастерской между собой. Вам необходимо создать это наклеивая на белую бумагу все постепенно. Для защиты работы используйте карточки с текстами.
4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
Дети работают в индивидуальном темпе.
5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
Вывесить на доску и рассказать, что изобразили.
6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
Слайд 6 -определение болота, цепь питания
Пушица-комар-лягушка-гадюка-бактерии
Мирт болотный-насекомые-лягушки-цапля-бактерии.
Слайд 7
Отгадайте загадку Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох сфагнум)
Значение мха-
1) Применяют в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.
2) Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.
3) Оказывается, мох, погибая, опускается на дно болота и со временем превращается в торф.
рассмотреть коллекцию «Торф». В окрестностях нашего поселка расположены торфяники , торфяные болота, до 3-5%, Большое камское болото , более 80 тыс. га.
4) лекарственные- сабельник, клюква.
5) место обитания животных
6)запас пресной воды
Болота нуждаются в охране!
7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Оцените работу товарищей, кто хорошо работал, у кого лучше получалось?
Что для вас было неожиданным?
Синквейн на доске.(или на дом)
Б- большое
О-огромное
Л-лечебное
О-обычное (для тундры)
Т-топкое
О-охраняемое
8.Домашнее задание
Найти худ. произведение с описанием (Пришвин)болот. Или в н\п лит-ре.
Спасибо за работу.