Изучение мотивации обучения на уроках биологии
Изучение мотивации на уроках биологии
Златина А.Г.
МОУ «Кебратская средняя общеобразовательная школа», пос. Кебраты
Введение
За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. По мнению П.М Скворцова (2002) главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда?
В младших классах мы видим стихийный интерес ребёнка к познанию мира. Но и здесь ситуация меняется. Если у взрослого человека имеются «информационные фильтры» - его мировоззрение, убеждения, позволяющие отбрасывать ненужную информацию, то у младшего школьника этого нет. Он как губка впитывает любые знания, однако возможности ребёнка не беспредельны. В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает (Скворцов, 2002). В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться И.З. Гликман (2003) называет недостаток внутренней мотивации (Гликман, 2003).
Социологический опрос, проведённый среди учащихся нашей школы, подтверждает вышеуказанную тенденцию.
Всего было опрошено 9 учащихся 1 класса, 16 учащихся 5 класса и 9 учащихся 11 класса.
На вопрос: – Согласны ли вы с утверждением «Учёба – главный труд школьника?» были получены следующие ответы:
1 класс
- Надо получить образование, чтобы получить профессию и работать – 6 человек;
- Надо зарабатывать деньги – 2 человека;
- Учёба важнее, чем телевизор – 1 человек.
5 класс
- Учёба развивает ум – 1 человек;
- Чтобы много знать – 4 человека;
- Чтобы получить профессию – 3 человека;
- Мне интересно учиться – 2 человека;
- Не хочу бомжевать – 1 человек;
- Надо зарабатывать деньги – 1 человек;
- Без учёбы никуда – 2 человека;
- Знание - наше будущее – 2 человека.
11 класс
- Школьнику нет другого выбора – 1 человек;
- Лень в школу ходить – 1 человек;
- Это интересно – 1 человек;
- Нет, это не главное – 1 человек;
- Нет, надоело – 1 человек;
- Огромная роль учёбы – 1 человек;
- Это необходимо – 1 человек;
- Да – 2 человека.
Ранжирование понятий « книга», « учёба», «спорт», « телевизор» показало
- в 5 классе на I место учёбу поставили 12 человек из 16 (75%)
- а в 11 классе 2 человека из 9 (22%).
Отсюда сделан вывод, что
- у учащихся I ст. обучения наблюдается положительная мотивация к обучению
- на III ступени «значение образованности как – то тускнеет».
В сложившейся ситуации «задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том , что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний (Лукьянова, 2001). Приведенные в нашем исследовании данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель дальнейшей работы.
Цель - изучение и формирование устойчивой мотивации учения на уроках биологии.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты проблемы мотивации учения школьников.
- Провести диагностику сформированности мотивации учения.
- Ознакомиться с основными методами формирования мотивации учения.
- Выделить аспекты учебного содержания для развития мотивации через типологию предметной деятельности.
- Определить критерии оценки сформированности мотивации и приёмы её развития на предметном учебном материале.
Предполагаемый результат: устойчивая мотивация учения у школьников.
Объект исследования: образовательный процесс одного класса в течение 3 лет.
Предмет исследования – мотивация учения школьников исследуемого класса.
Методы исследования – анализ, сравнение, ранжирование, анкетирование, наблюдение, обобщение.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы мотивации школьников
1.1. Понятие «мотивация»
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий связана с проблемой развития мотивации (Ильин, 2000) Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Но в основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния (Ильин, 2000).
Таким образом, в понимании сущности мотивации и её роли нет единства взглядов. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (Немов, 1994).
1. 2. Мотивационная сфера учения.
Мотивационная сфера учения определяется (Маркова, 1983):
- характером и сформированностью компонентов учебно-познавательной деятельности;
- взаимодействием ученика с учителем и одноклассниками;
- смыслом для каждого ученика;
- характеристиками мотивов учения;
- зрелостью целей;
- особенностями эмоций;
- наличием познавательного интереса.
М.Лукьянова (2001) выделяет следующие содержательные блоки, которые отражают существенные компоненты мотивации.
Личностный смысл учения.
А.К.Маркова (1983) определяет его как внутреннее отношение школьника к учению. Постижение смысла учения не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний.
Для ребят личностный смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей общества, семьи. Благодаря этому уже у дошкольника складывается определённое представление об учебной деятельности. Но с приходом в школу оно меняется. Смысл учения включает: осознание его значимости, нравственные ценности семьи, его окружения, уровень притязаний ребёнка, его самооценку.
Виды мотивов учения.
Существует несколько вариантов классификации мотивов. Мотивы подразделяются (Макарова, 1983) на : социальные и познавательные.
- Социальные мотивы – побуждения, связанные с различным взаимодействием учащихся с другими субъектами обучения.
Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным отечеству.
Узкие – стремление занять определённое место среди других (престиж, социальное одобрение).
Социальные - сотрудничество с учителем и уч-ся .
- Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности.
Общие – ориентируют на овладение новыми знаниями (факты, законы и т.п.).
Предметные – интерес к организации учебного труда.
Мотивы самообразования – направленность на самостоятельное совершенствование знаний, работы.
Содержательной характеристикой мотива является личностный смысл, действенность, самостоятельность проявления мотива, осознанность мотива.
Динамическая характеристика мотивов: устойчивость, эмоциональная окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.
Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Для формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и средств обучения, способствующий развитию интереса к обучению. Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации :
- Мотив по результату.
- Мотив по процессу.
- Мотив на оценку.
- Мотив на избежание неприятностей.
Наиболее значимы первые два вида. Если используемые учителем технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате, но и в самом процессе его достижения, и эта деятельность личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация (Муравьев, Богоявленская, 2002)
Целеполагание.
Реализация мотивов во многом зависит от того , умеют ли школьники ставить цели и достигать их. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы. Эта способность в будущем составит успешность профессиональной деятельности.
Реализация мотива в поведении.
Школьник с внутренним мотивом с удовольствием работает над основанием учебных предметов, активно ищет дополнительные знания.
Эмоциональный компонент.
Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение.
Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребывание в ней, обусловлены равными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью в учёбе, с радостью преодоления трудностей, удовлетворение от справедливой оценки и т.д. Всё это усиливает внутреннюю мотивацию. Роль эмоционального комфорта важна, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха, порождающего постоянную тревожность.
В своей работе я буду рассматривать мотив (от фр. motif- побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому –либо действию) как причину, побуждающую деятельность, и опираться на опыт работы Марковой А.К (1983) по формированию мотивации.
Глава 2.Изучение и формирование мотивов учебной деятельности школьников на уроках биологии
- 1. Организационно – диагностическая деятельность.
Методика и материалы.
Специалисты – психологи полагают, что формирование мотивации, а также изучение и диагностика мотивационной сферы составляют две стороны единого процесса (Титова, 1999). В решении данной проблемы выделяют два основных направления: организационно – диагностическое и содержательно – деятельностное .
Организационно диагностическая деятельность направлена на изучение индивидуально – психологических особенностей учащихся, с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель, но и учесть структуру мотивационной сферы школьника.
Из сотен психологических параметров мне предстояло выбрать наименьшее число, те, которые будут оказывать прямое воздействие на деятельность ученика, на формирование мотивации учения.
Исследования проводились среди уч-ся 8 класса в 2002-2003 учебном году.
В результате совместной работы с психологом школы удалось провести психолого-педагогическую диагностику исследуемого класса и составить:
- психолого-педагогический профиль (прилож.2);
- карту школьной тревожности (прилож.3);
- психологическую модель класса (прилож.4);
- стратиграфию (послойное описание) (прилож.5).
В психолого-педагогическом профиле нашли отражение такие личностные характеристики как: статус в классе, самооценка, фон настроения, взаимоотношения со сверстниками, социально-значимые качества. Умение учителя пользоваться психотерапевтическим подходом в преподавании повышает его личностную значимость в жизни учеников, служит важным фактором формирования мотивации к учению. Данные психологии показывают, что хорошее положение в коллективе является одной из необходимых предпосылок нормального развития личности школьника. Поэтому было важно знать, какой статус в классе занимают ученики. Сравнительный анализ статуса ученика в классе и его успеваемость показали, что прочное ядро «хорошистов» этого класса состоит из детей-лидеров (32 % уч-ся класса). Принятые дети (52%) имели средний уровень успеваемости и невысокий уровень мотивации. Отвергнутые дети (16 % уч-ся) – это слабоуспевающие немотивированные дети. Психологи утверждают, что существует взаимосвязь между мотивом учения школьников и процессом общения, т.е. стилем взаимодействия и межличностным статусом. В исследуемом классе 72 % уч-ся имеют ровные взаимоотношения со сверстниками, следовательно, возможность влияния на развитие мотивации имеет много шансов. В индивидуальной работе с уч-ся, для избегания риска снижения уровня их притязаний в учебной деятельности, учитывался уровень сформированности социально-значимых качеств учащихся.
Тест «Школьная тревожность» позволил определить область тревожности: положение в классе, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и др. Анализ результатов тестирования показал, что у 38% уч-ся уровень тревожности повышенный, а 19% уч-ся уровень высокий (прилож.3). Изучение индивидуальных показателей тревожности указывает направление работы с каждым учеником. Использование данных школьной тревожности уч-ся в формировании мотивации объясняется необходимостью учета эмоционального компонента мотивационной сферы учения.
В психологической модели класса (прилож.4) нашли свое место характеристики, которые оказывают прямое воздействие на деятельность школьника. Они использовались для проектирования и коррекции образовательного процесса.
Немаловажным фактором формирования внутренней мотивации является самооценка уч-ся. Самооценка – это степень соответствия уровня притязаний и уровня реальных достижений, она определяет поведение человека, является предпосылкой саморазвития. Адекватная самооценка побуждает учащихся к активной деятельности, она выражена у 42 %. Если самооценка завышена, таких детей выявлено 58%, то на школьников трудно воздействовать. Изучение экстра-интраверсии, индивидуально-психологической ориентации человека, показало, что у 38% ориентация на внешний мир (экстраверты) и 62% уч-ся ориентированы на внутренний мир (интраверты). По этим показателям определилось наличие внешней и внутренней мотивации у школьников исследуемого класса.
Составление таблицы стратиграфии учащихся этого класса и отслеживание динамики качества обучения (прил. 5,6) позволило выявить группу учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке, т.е. немотивированных детей.
С целью изучения различия в учебной деятельности в исследуемом классе, на уроках биологии проведено наблюдение (прил. 7). В качестве параметров сравнения наблюдались скорость, тщательность, мотивация, регуляция действий, когнитивная организация деятельности.
Анализ результатов наблюдения показал, что позитивным типом мотивации обладали 42% учащихся класса, негативным типом 58%, что соответствует уровню самооценки. Мотивация учения и адекватная самооценка обеспечивают эмоциональный комфорт участников учебно-воспитательного процесса.
Из всех методик исследования мотивации учащихся (Лукьянова, 2001; Муравьев, 2002) наиболее ёмкой оказались анкеты для учащихся 7,9,11 классов, разработанные Ульяновским ИПК РО (Лукьянова, 2008), но для обработки навыков необходима помощь психолога. Поэтому я воспользовалась методикой более доступной при обработке результатов (Муравьев, 2002). Для объективности результатов в 8,9,10 классах использовалась одна и та же методика определения мотивов учения школьников.
С целью выявления наиболее (наименее) осознаваемых мотивов школьника в 2003-2004 учебном году (9 класс) проведено анкетирование(прил.8 ). Анализ анкет показал, что мотив благополучия занимал I ранговое место. Это объясняется тем, что подростки увлечены общением, и главным мотивом поведения и деятельности становится желание завоевать значимое место в референтной группе. Референтная группа- это группа лиц, на интересы и ценности которой ориентируется личность. В этот период снижается мотивация учения. Но с другой стороны формируется зрелые формы учебной мотивации (Маркова, 1983), поэтому мотивация содержанием занимала II ранговое место. В целом преобладали суждения мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
В 2004-2005 учебный год (10 класс) среди учащихся проведена промежуточная диагностика. Учащимся было предложено выбрать ответы на следующие вопросы :
1)в школу я прихожу для того, чтобы:
- узнать новое (100% );
- пообщаться с друзьями(94 %);
-весело провести время (1 чел.-6 %).
2) домашнее задание я делаю так:
- самостоятельно(80 %);
- обращаюсь за помощью к взрослым(20%);
- от случая к случаю(0%).
3) для того чтобы хорошо учиться , нужно :
- иметь интерес(86 % );
- иметь способности(66 %);
- хорошо работать на уроке(93%);
- иметь хорошие отношения с учителями (40 %).
4) Утром я просыпаюсь с мыслью «Ура! Сегодня будет…»
- физкультура- 9 чел.;
- информатика- 5 чел.;
- алгебра - 5 чел.;
- биология - 4 чел.;
- остальные предметы – по 1,2 чел.
Видно, что у учащихся преобладает познавательная деятельность, учебные интересы становятся более конкретными и устойчивыми.
С целью выявления наиболее (наименее) осознаваемых мотивов школьника в 2004-2005 учебном году (10 класс) проведено анкетирование (прил.8 ). На первое ранговое место выходит мотивация содержанием, на второе - мотивация процессом обучения. В целом преобладают суждения выяснения мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Анкетирование, проведённое в начале 2005-2006 учебного года
(11 класс) показало следующие результаты: на первом месте оказались мотивы самоопределения и самосовершенствования, в целом – социальные мотивы.
У 93% учащихся выражена позитивная мотивация деятельности учения (прил.8).
Параллельно в исследуемом классе в течение 3 лет проводилась диагностика удовлетворенности школьной жизнью (прил. 9).Полученные данные подтверждают сформированность познавательного мотива и преобладание суждений социального мотива.
Результаты
Данные, полученные в результате изучения мотивации и мотивационной сферы учащихся в течение 3 лет, отражают общие закономерности развития мотивации школьников. Так у учащихся 9 класса в мотивационной сфере преобладает внешняя мотивация, связанная не с процессом познания, а с его формальным следствием – оценкой, т.е. мотив благополучия. У учащихся 10 класса наблюдается развитие мотивационной сферы. Учебные интересы приобретают конкретность. Ученики переходят от любознательности к целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности. У выпускников 11 класса выражена целенаправленная познавательная деятельность, при которой все интересы связаны с самосовершенствованием и самоопределением. Но, к сожалению, достаточный уровень развития мотива самоопределения развит только у 73% выпускников.
2. 2. Содержательно – деятельностное направление
Итак, развитие мотивации выступает средством выведения учащихся на необходимый уровень самоорганизации в учебной деятельности.
Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе, стихийно, не приходится. А.К.Маркова (1983) отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- Содержание учебного материала;
- Организация учебной деятельности;
- Коллективные формы учебной деятельности;
- Оценка учебной деятельности;
- Стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, я учитываю потребности, имеющихся у школьников данного возраста. Учебный материал подаю в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик.
Содержательно и иллюстративно бедный материал на уроках биологии не обладает мотивирующей силой, и не способствует побуждению интереса к учению. В качестве иллюстративного материала я использую таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др.
Организация учебной деятельности. А.К.Маркова (1983) и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов.
Мотивационный этап – это сообщение ,почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит из трёх учебных действий:
- Создание учебно-проблемной ситуации.
- Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.
- Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.
Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Для этого я использую не только лабораторные работы, постановку опытов, но и такие технологии обучения как «Французская мастерская», модульное обучение, коллективный способ обучения.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы. Очень часто использую такую форму как «Синквейн», хорошо известный учителям-биологам. В кабинете биологии имеется методическая копилка синквейнов, сделанных уч-ся. Планируется выпустить печатное пособие синквейнов на кружке информатики. Это будет еще одним стимулом для творчества учащихся.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Своим одноклассникам такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.
Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировать их наличие. Поэтому я стараюсь каждую оценку прокомментировать.
Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения. Мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации; а попустительской (либеральный) стиль снижает мотивацию, и формирует мотив «надежды на успех».
С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.
Содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения. В своей практике использую методические приёмы предметной деятельности. Под предметной деятельностью понимается учебная деятельность, осуществляемая школьниками в рамках предмета биологии.
Предметная деятельность это личностное образование. Личность определяется тем, что как она знает, что и как она ценит; что и как она созидает. Различают следующие виды предметной деятельности :
- познавательная;
- преобразовательная;
- коммуникативная;
- ценностно-ориентированная.
Для развития предметной деятельности я использую следующие приёмы.
Познавательная деятельность:
- Описание природных объектов по плану;
- Анализ биологических терминов;
- Работа с дополнительной литературой;
- Сочинения;
- Диктанты;
- Решение задач – новелл;
- Решение проблемных ситуаций;
- Фенологические наблюдения;
- Паспортизация комнатных растений;
- Опыт, практическая работа.
Преобразовательная деятельность:
- Проекты;
- Сочинения – прогнозы;
- Деловые и ролевые игры;
- Социологический опрос.
Коммуникативная деятельность:
- Работа с инструктивными карточками;
- Творческий отчёт (демонстрация результатов наблюдения и т.п.);
- Игры – тренинги;
- Работа в группах;
- Работа в парах постоянных и динамических;
- Элементы диспута;
- Лекции для населения.
Ценностно-ориентированная деятельность:
- Оценка природных объектов по экологическим признакам;
- Анализ собственного поведения согласно нормам экологической этики;
- Оценка эстетических достоинств природных объектов и явлений через музыку, поэзию, фотографии, живопись;
- Профориентационная деятельность.
В качестве основных методов формирования мотивации учения использовались следующие:
- формирование приёмов целеобразования;
- осознание рождения нового мотива;
- актуализация сложившихся мотивов;
- придание мотиву новых характеристик;
- анализ мотивов и целей учения.
Формирование приёмов целеобразования.
На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели , а затем самостоятельно ставить свои цели , которые перерастают в мотив. Если используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все основания утверждать , что будет формироваться внутренняя мотивация. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках-экскурсиях, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения. Экскурсии по темам: «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни природы» провожу в школьном парке. В начале экскурсии рассказываю краткую историю создания парка, называю имена людей, участвующих в закладке парка. Часто это бывают родители нынешних учеников. Этот факт уже является мотивационным фактором. Для работы уч-ся делятся на группы, и выполняют задания. На следующем уроке учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе. Форму отчета выбирают сами.
В школьном парке проводятся лабораторные работы. Например:
Тема: «Внутривидовая борьба за существование».
Цель: изучить искусственную посадку деревьев , определить их экологическое состояние.
Оборудование: бумага, рулетка, цветные карандаши.
Место проведения: школьный парк.
Ход работы:
1.Определите площадь древесного массива.
2Подсчитайте общее кол-во деревьев.
3.Выделите участок для исследования.
4.Изучите состояние деревьев.
5.Определите степень угнетенности и обозначьте на схеме разными цветами.
6.Определите ,какой вид борьбы за существование характерен для парка.
7.Каково экологическое состояние парка? Ответ аргументируйте фактами и примерами.
Широко использую проблемные вопросы. Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?». Тема «Корень»- «Почему песчаный карьер, расположенный напротив нашей школы не осыпается?» и другие вопросы.
Осознание рождения нового мотива.
Для создания новой мотивации в своей практике я использую дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, игра «Пентагон», «Третий лишний» и др. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение, например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д.
Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, поэтому появляется новая мотивационная направленность - выполнить более трудное задание.
Актуализация сложившихся мотивов.
Этот метод реализуется при выполнении различных познавательных заданий. Предполагается выполнение учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами, работа по алгоритму. Для этого я использую методические приемы развития познавательной предметной деятельности. После проведения экскурсии «Осенние явления в жизни природы» предлагаю школьникам самостоятельно сделать наблюдения за изменениями окраски листьев у деревьев и кустарников, листопадом в любимом уголке природы - в лесу или палисаднике. Результаты наблюдения уч-ся заносят в таблицу, согласно инструкции предыдущей экскурсии.
Уч-ся с удовольствием самостоятельно выполняют простейшие опыты: «Прорастание семян двудольных растений», «Обнаружение крахмала в клубнях картофеля», «Определение состава семени пшеницы» и др. Эта работа не трудная, но развивает исследовательские навыки.
Придание мотиву новых характеристик.
Новыми характеристиками являются сила мотива, устойчивость, самостоятельность, доминирование, действенность. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках я использую биологические задачи, тесты , диктанты и др. Например на уроке биологии в 9 классе по теме «Гигиена дыхания» уч-ся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:
- дышать надо размеренно и глубоко;
- ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание;
- полезно бывать на свежем воздухе;
- дышать надо через нос;
- при кашле и дыхании следует закрывать рот и нос платком и др.
Изучая тему «Роль кожи в терморегуляции» предлагаю следующее задание:
заполните таблицу, ставя знак «+» в соответствующей графе.
Условия среды |
Препятствует отдаче тепла |
Способствует отдаче тепла |
1.Температура воздуха ниже, чем тела. |
|
|
2.Воздух влажный, температура низкая. |
|
|
3.Воздух сухой, его температура выше , чем температура тела. |
|
|
4.Воздух влажный и имеет высокую температуру.
|
|
|
Использую тестовые задания разных типов: контроля знаний, тест-сличение, тест-дополнение и др.
Для формирования действенности мотива на вводном уроке по теме «Экология» предлагаю уч-ся выполнить следующее домашнее задание:
«Экология – наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?
Анализ мотивов и целей учения.
Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения . Этому способствует решение задач-диллем. Задачи –дилеммы имеют определенную структуру:
- содержательный компонент- знания уч-ся;
- операционный компонент- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- мотивационный компонент- использование знаний для организации своей жизнедеятельности.
Большой популярностью пользуется задача следующего содержания:
В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель вырастает до 1 метра за 5-6 лет, а искусственная очень дорогая, но её можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле. Вы:
- покупаете ель на базаре;
- встречаете праздник в лесу;
- покупаете искусственную ель;
- составляете композицию из живых еловых веток.
Анализ мотивов и целей хорошо просматривается через преобразовательную предметную деятельность. Изучая тему «Общее знакомство с цветковыми растениями» в 7 классе, предлагаю уч-ся написать сочинение – прогноз: « В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья на растениях. К чему это может привести?»
Ежегодно в рамках «Марафона знаний» в школе проводятся предметные недели. Проводимые мероприятия позволяют формировать познавательный интерес и, в зависимости от цели формировать новый мотив, актуализировать его или формировать новые характеристики мотива учения. Для того , чтобы провести качественное результативное занятие , необходимо наряду с образовательными, воспитательными и развивающими задачами решать побуждающие задачи. Планируя внеклассное занятие, большое внимание уделяю мотивации и познавательной деятельности. Так в этом уч.году для уч-ся 10-11 классов проведен турнир «Убойная сила», посвященный проблеме здоровья. Символично, что мероприятие проводилось 1 декабря , в День борьбы со СПИДом. Эпиграфом послужили следующие строчки «Человек рождается на свет. Для чего? Найдешь ли ты ответ?». Он является мотивационным, озадачивает , а не дает ответ на вопрос. О пагубности вредных привычек говорится очень много, но на этом занятии уч-ся смогли оценить уровень своих знаний, практически применить свои знания.
Поскольку большинство учащихся считают, что учебный процесс – это путь к профессии, остановимся на профессиональной мотивации. Большинство факторов, услышанных на уроке, ребёнок вскоре забудет. Поэтому содержание должно содержать мотив, побуждающий к принятию и реализации определённого решения о выборе профессии. Основными мотивами выбора профессии школьниками является (Андреева, 2004): социальная значимость и престиж, интерес к профессии, материальная заинтересованность, наличие специальных способностей, подражание родителям, риск, романтика, новизна, интерес к школьному предмету. Все эти мотивы между собой взаимосвязаны. Интерес к предмету, побуждает заниматься какой – то деятельностью, а деятельность совершенствует способности.
Интерес к профессии побуждает интерес к предмету и наоборот. Школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Например: программист, менеджер, дизайнер. Важно знакомить школьников с внутренней сущностью профессии. Поэтому на уроках биологии я делаю первичный анализ профессии: содержание, способности, умения. В VIII – IX классах это акцент на самооценку, самоанализ, самовоспитание. Так в IX классе для реализации воспитательной задачи содействия профессиональному самоопределению учащихся я использовала следующие формы работы: диспут «Нужна ли человеку профессия», анкета «Мотивация выбора профессии», тест «Определение предпочтительного типа профессии» и др.
На уроках биологии знакомлю школьников не только с сельскохозяйственными профессиями, но и с актуальными в настоящее время специальностями эколога, фермера, ландшафтного архитектора (дизайнера) фармацевта, учителя биологии, повара, ветеринара и др.
Изучая систематику растений, указываю на то, что это надо знать фитодизайнеру, фармацевту, ландшафтному архитектору. Рассказываю где можно получить эту профессию. Предлагаю учащимся разделиться на три группы и даю творческие задания. Фитодизайнерами составить букет и указать систематическое положение использованных в композиции растений. Фармацевтам записать систематику растений, входящих в состав какого – либо фиточая, ландшафтным архитекторам сделать проект клумбы и указать систематику растений.
Рекламируя профессию учителя биологии, рассказываю, какими качествами должен обладать человек: наблюдательность, любовь к природе и детям, эмоциональность, терпимость, справедливость и др.
В теме «Экология» раскрываю важность профессии эколога, лаборанта – эколога, инженера – технолога, юриста – эколога и т.д.
Это специалисты не только в области биологии, но и химии, физики, математики, социальных наук.
Будущим цветоводам – декораторам, садовникам предлагаю
составить план – схему плодово-ягодного сада без алгоритма действия. Дети должны сами сообразить, какие знания им нужны для этого, где они брали информацию.
Но, проводя профессиональную работу на уроке, не преследую цели удовлетворения личных амбиций. Уважаю любой выбор моих воспитанников. Так опрос выпускников 2005-2006 учебного года показал, что только одному ученику из 15 для поступления в учебные заведения нужна биология.
Наметилась и такая тенденция: дети более охотно принимают участие в олимпиаде по математике, чем по биологии. Они объясняют это тем, что они хотят лишний раз проверить себя перед ЕГЭ, а после школы все видят себя банковскими работниками, экономистами и т.п.
Упадок сельского хозяйства и незнание новых профессий, связанных с биологией – это один из факторов вышеуказанных явлений. И поэтому я всё больше ощущаю необходимость популяризации «биологических профессий», это подстёгивает меня к поиску более активных форм преподавания своего предмета, чтобы дать разгореться искре познания.
2.3. Критерии сформированности мотива учения школьников
В теории учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный мотив. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии (Коростелева, 2005):
- Познавательная активность на уроке;
- Использование дополнительной литературы;
- Умение активно работать с учебным материалом;
- Самостоятельность в решении задач;
- Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
- Понимание значимости биологических знаний;
- Интерес к профессии типа «Человек – Природа».
Проблема заключается в выработке оценочной шкалы, способной измерить уровень развития учебных мотивов. Такой опросник разработан методистами – биологами Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина (Коростелева, 2005). Содержание вопросов определенно в свете представлений о предметной деятельности (прил. 10).
Анализ результатов опросника (прил. 11) показывает, что у учащихся 11 класса доминирует оценочный учебный мотив, который высоко выражен у 73% учащихся, на II месте познавательный у 60% учащихся, на III месте коммуникативная деятельность 53% учащихся показали высокий уровень развития. Преобразовательная деятельность у всех учащихся развита на среднем уровне. Из таблицы видно, что у каждого учащегося одни мотивы доминируют над другими, это свидетельствует о предпочтении одного вида деятельности другому. Это дает возможность сделать прогноз о перспективах биологического образования ученика, чем его отметки. В целом у данной группы учащихся необходимо развивать практическую деятельность, мотивировать на взаимодействие с окружающей средой. Положение, когда познавательная и оценочная деятельность доминируют над преобразовательной типична. Учащиеся знают, но не могут применить. Хочется отметить, что новый образовательный стандарт ориентирован на реализацию деятельностного подхода. Данный подход позволит осуществить переориентацию от превалирующего усвоения знаний к овладению способами познавательной и практической деятельности.
В «минимум» заложены требования к умениям и навыкам, связанным с оценочной деятельностью учащихся. Усилена прикладная и личностная направленность содержания биологического образования, нацеленного на формирование у учащихся ряда умений; распознавание растений и животных своей местности, уход за домашними животными и культурными растениями, оказание первой помощи и др. Как раз это те содержательные аспекты, которые направлены на формирование
внутренней мотивации (Кучменко, 2003).
Показатели сформированности познавательного учебного мотива является участие учащихся в региональной игре «Енот – знаток естественных наук». В 2004-2005 учебном году Шляпкина Катя заняла II место в Гайнском районе среди учащихся 10-х классов. В районом туре олимпиады по биологии Новицкая Оля, ученица этого же класса заняла II место.
Использование приёмов развития предметной деятельности сделало возможным более целенаправленно развивать не только внутреннюю мотивацию, но и умения и навыки, а значит влиять на качество предметного образования. В исследуемом классе оно составило: 2002-2003 учебный год – 65,3%, 2003-2004 учебный год – 71%, 2004-2005 учебный год – 93%.
Заключение
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
В важности изучения мотивации учения никого убеждать не надо, но в процессе исследования я пришла к выводу, что имеющиеся методики изучения состояния мотивации учащихся малоприемлемы для учителей – предметников из-за трудоёмкости, дефицита времени и недостаточной подготовленности учителей. Поэтому подобные исследования нужно проводить совместно с психологами и другими специалистами.
Изучая мотивацию учения школьников в исследуемом классе, я пришла к следующим выводам:
1) учебная деятельность школьника полимотивирована;
2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;
3) сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;
4) в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности.
Результатом развития мотивированности не может быть только выбор профессии, но и знания; которые нужны ребёнку «здесь и сейчас». В процессе формирования мотивации важно показать учащимся ценность Знания, Образования, Культуры для отдельного человека и общества в целом.
Опыт работы по проблеме изучения мотивации будет представлен педагогам нашей школы, для ознакомления с методикой изучения и формирования мотивации школьников и возможности внедрения в практику преподавания другими педагогами.
Подобные изучения мотивации школьников планируется проводить в других классах с целью усовершенствования учебного процесса на уроках биологии и химии и повышения обученности школьников.
Библиографический список
- Андреева Н.Д. Профориентация при обучении ботаники и зоологии // Биология в школе. – 2004, № 1.
- Гликман И. З. Стимулы обучения. // Химия в школе 2003 № 8 –С. 23
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.
- Кучменко В.С., Калинова Г.С. проблемы модернизации биологического образования //. Биология в школе. 2003. № 5
- Коростелева Т.В. Типология предметной деятельности // Биология в школе. – 2005, № 2.
- Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебной мотивации // Биология в школе. – 2005, № 4.
- Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. – 2001, № 8.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
- Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. М.: «Педагогический поиск». 2002. – 160с.
- Немов. Р.С. Психология – М.: - 1994.
- Скворцов П.М. Биологическое образование: современные проблемы // Биология в школе. – 2002, № 1.
- Титова И.М, Эстрин Э.Р. Развитие мотивации изучения химии. СПб.: Образования, 1997.
- Титова И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе. – 1999, № 1.
© Златина Альбина Геннадьевна