Использование новых информационных технологий на уроках химии и биологии

         Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Проводя работу в этом направлении, я пытаюсь интегрировать знание информационных технологий с курсом предметов химии и биологии . Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к методике преподавания. Одним из важнейших методических принципов , позволяющих эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии , является умелое совмещение этих технологий с традиционными. Применение ИКТ  на уроке и внеурочной деятельности должно быть методически обосновано , а не слепым следованием «новых веяний» .

         Перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. В этой связи на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды. Кабинет химии нашего ОУ оснащен мультимедийной установкой. Для уроков также используются ресурсы методического кабинета школы: компьютеры и ноутбуки, видеодвойка.

В своей работе я использую программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop и другие. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления учебного материала. Учитель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций. Например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет - образования:  http://center.fio.ru/som/ . Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

 Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке .Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам.

         Программа Adobe Photoshop является необходимой для работы с фотографиями , которые используются для создания презентаций, виртуальных экскурсий и т.п..

Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в  Комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей. В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках.

На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете.

Энциклопедии – предназначенные для осуществления      вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий.    

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).   CD  «Репетитор по биологии» , CD  «Репетитор по химии» - это тестирующие программы для школьников и абитуриентов.

Задачники – программы, позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме.

Электронные учебники  -  совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В настоящее время вышли в свет учебники-навигаторы. «Навигационная система» представляет собой алгоритм действий , следуя которой можно изучать и проверять усвоение материала на разных уровнях сложности.

         Основными аргументами в пользу ИКТ считаю:

  • дефицит информации
  • мультимедийные возможности
  • возможность визуально увидеть
  • поиск информации
  • оценка ЗУН в короткие сроки.

На уроках химии  при организации практических работ незаменимыми помощниками  являются компьютер и видеодвойка. Это особенно важно при изучении токсичных веществ (галогены, бензол и др.) или ввиду отсутствия необходимых реактивов, демонстрации шаростержневых моделей в движении. При работе с видеозаписями  я использую следующие приемы:

- просмотр видеофрагмента и его комментарий;

- перевод визуальной информации  в вербальную знаковую систему ( оформить в тетради практическую работу, записать выводы, сделать схему, составить таблицу и т.п.);

- средство наглядности и др.

При этом у учащихся обучаются восприятию и переработке информации, у них развивается критическое мышление.

ОПЫТЫ 

Электронные учебники используются  при изучении нового материала, контроле или коррекции знаний.

         В своей работе я использую  следующие электронные учебники:

- демонстрационное поурочное планирование « Неорганическая химия», «Органическая химия», «Общая химия». Издательство «Учитель»;

-учебный комплекс для средней школы «Органическая химия. 10-11 класс.» . Издательства «КАДИС»;

- компакт-диск «Химия общая и неорганическая». Издательство «Лабратория систем мультимедиа МарГТУ;

- электронные уроки и тесты «Химия в школе. Соли». Издательство «Новый диск»;

- элективный курс «Химия для гуманитариев».Издательство «Учитель;

- «1 С : Репетитор. Химия.».

         Если возникает необходимость , то на уроках я использую презентации, которые могут сопровождать урок с первой и до последней минуты, или стать частью урока для выделения его более значимой части .

             На уроках биологии наряду с традиционными средствами наглядности используются мультимедийные средства обучения:

-

Использование этих средств позволяет сделать учебный материал динамичным и , дополняет материал учебника новыми фактами, дает возможность увидеть то, что невозможно увидеть простому глазу. В этом случае незаменимыми являются такие материалы , как: ПРО КЛЕТКУ

 Содержание электронных учебников дает возможность оперативной проверки и самопроверки знаний учащихся.